Whatsapp/Viber +79857737282

Статьи

Жизнь в вертикальном измерении. Часть 2.

ИЛИ 7 ДНЕЙ ШТУРМА ЭЛЬБРУСА.

День 4-й.

Сегодня у нас очень важный день. Мы собираемся подняться от нашего лагеря (отметка 3600м.) до нижних скал Ленца - отметка 4800м. И это очень нужный для нас акклиматизационный выход.
Лагерь проснулся, Максим готовит завтрак, а в кружках уже дымится ароматный чай из трав Приэльбрусья.  Вчера мы даже успели перед отбоем подогнать беседки (страховочные системы) VENTO и ледовые кошки.

Идти нам предстоит в связках по 6 человек. По-другому нельзя. Зона трещин располагается как раз под скалами Ленца. Трещины коварные. Они "прячутся" и "ждут". Cверху их заносит снежной крупой, постоянно сдуваемой с горы ветрами. И только в связке можно безопасно преодолеть этот участок. Глубина трещин везде разная. От нескольких метров и до...

После завтрака объявлена  15-ти минутная готовность. А уже с западной стороны на Эльбрус надвигается циклон, и  первые снежные заряды кружат в яростном танце на вершине.
Проверяем рюкзаки. Выход. Поднимаемся от лагеря на 100-150 метров и от этого места встаем в связки. Дальше только так.

С вершины раздувает уже совсем серьезно, видимость падает до 50-100 метров, а где-то там, высоко, начинается настоящая гроза. Разряды молний не видны, только снежное месиво, носящееся вокруг нас, озаряется яркими вспышками и сухими, подобными винтовочному выстрелу, разрядами грома. Очень громко.
В какой то момент я замечаю, что при повороте головы в капющоне, я слышу легкое потрескивание. Такая напряженность в воздухе... От грохочущего неба и пурги становится слегка не по себе и мы останавливаемся. Вспышки молний подряд 2 или 3 и синхронный, хрустящий сухой разряд. Это чуть выше, может 100-150 метров над нами. Кажется, дрожит Эльбрус под ногами. Вдруг сверху, из снежной круговерти на нас вылетает альпинист. Он не спускается, а буквально скатывается вниз. Что-то кричит нам? Молния была так близко от него. Он слегка оглушен и, на сегодня, похоже, ему достаточно. Да и нам тоже. Возвращаемся. Нам в спины летит снежное крошево и грохочущие раскаты не позволяют даже сбавить шаг. Не помню, насколько быстро оказались  в лагере. Уф. Проходит около часа, вроде успокаивается, но ветер... Ветер не стихает и дует, и дует с вершины. Но нам очень важно подняться сегодня к Скалам. Надо  идти на второй заход. От начала трещин снова посыпал снег. Хорошо, что грозы нет. Выстраиваемся в 2 связки по 6 человек. Ни лагеря внизу, ни скал Ленца наверху уже не видно, только ветер, да снежная крупа в лицо.
Идем совсем не быстро, даже медленно, но чувствую, что не хватает кислорода, и дыхание учащается. Идем след в след. Так проще. Нога встает в уже пробитую в ледяном фирне площадку. Так идти еще и безопаснее. Меньше шансов «поймать» ногой трещину. Угол наклона становится не менее 45 градусов. Тяжело. Очень. Темп падает с набором высоты, но и «закисаешь» тоже чаще. Приходится хватать ртом воздух, а вместе с ним залетает добрая ложка снежной крупы. Очки с боковыми шорами (альпинисты поймут) начинает забивать снегом изнутри и снежные крошки, подтаивая на внутренней поверхности стекол, начинает замерзать тонким ободком снизу, потом чуть выше, все выше и выше. Через какое-то время я уже не вижу ног впереди идущего, только очертания и разводы в ледяных линзах... Терпение заканчивается и я дергаю за веревку - даю сигнал «наверх», что мне нужна минута. Очищаю очки. Наверху уже маячит скала. Слава Богу. Или мы сейчас придем или я сдохну. Поднимаемся, но «скала» оказывается одиноким скальным выступом, а до скал Ленца еще в вертикали около 100 метров. И еще около 40 минут пути. "Надо, значит надо. Пошли." Как легко дались мне эти слова там, лежа на снегу. Но эти последние 100 метров до скал Ленца, я буду помнить долго, очень долго. И ветер, плотный, колючий с вершины в лицо, в грудь, в самый мозг.
Скалы Ленца, нижний массив с крестом наверху. Я уже минут 5 стою к нему спиной, пытаясь спрятаться от ветра. Я счастлив? Нет, мне все равно... Я потерял масштаб времени и потраченных сил. Очень хочется пить. Максим протягивает всем поочередно горячий чай. Доходит очередь и до меня. Выпиваю залпом, даже не поняв, что это было, чай, вода или спирт. Я просто влил это в себя. Опускаюсь на колени и заедаю чай снежной крошкой.
Наверх мы шли 3 часа. Спускались полтора.  Развязались почти перед самым лагерем. В лагере выпил литр чая. Или больше. Вроде отпускает.
Вечером пошли «за погодой». Мы взбираемся на гряду с западной стороны лагеря, где иногда телефон ловит сеть и есть возможность коротко позвонить или отправить смс. C гряды открывается вид на долину Джилы-Су, откуда мы пришли, но сейчас все затянуто облаками и, кажется, можно пройти, ступая по ним, как по ковру. Замираю от этого вида.

Максим делает несколько снимков. Возвращаемся в лагерь уже затемно и с плохим прогнозом погоды. Завтра мы не будем на вершине. Слишком сильный ветер.
Ужин. Отбой.
День пятый. Ночью выглядываем из палатки и видим группу с налобными фонарями, идущую вопреки плохому прогнозу на гору. А может... Нет, решили, так решили.
Завтракаем утром, и готовимся выйти на ледовую тренировку. Раз уж сегодня нет погоды, то тренировка на леднике. Это мы с радостью. Собираемся, беру камеру, надеваю кошки. На леднике понимаю, что все в стаховочных системах, кроме меня. Ну вот... Моя ледовая тренировка закончилась, не начавшись. Возвращаюсь в лагерь. О, пусто, никого нет. Как здорово, давай сделаем снимок с мультиэкспозицией? Давай. Максим с веревкой, с кружкой, бутылкой, даже чешущий пятку. Всего 10 Максимов. Можно было бы сделать и 12, но их плотность и так уже Максимальная...

Пока развлекались с фотографией, перевалило за обед. Наши возвращаются. Сегодня надо попробовать поспать после обеда. На полночь намечен выход, и силы нам точно понадобятся.
День 6. Штурм. Я так и не уснул, ни после обеда, ни после ужина. Будильник  сработал в нашей палатке и мы начинаем поднимать лагерь. Быстрый чай, на скорую руку перекус-курага, шоколад, орехи. От каши я отказываюсь. Дойдет ли каша со мной до вершины? Я не уверен.
Выступаем. Привычно уже связались. Идем. Шаг, еще один. Ветер, не ураган, но 30км. в час есть. Идти заметно легче, чем позавчера. Организм привыкает к высоте и недостатку кислорода.  Где-то на пол-пути к скалам Ленца оглядываюсь. Внизу маячит 2 цепочки «светлячков» на склоне. Пара групп идут следом. Дошли до нижних скал Ленца неожиданно легко. Еще сумерки. Собираемся в нише под скалой с крестом. Восточная часть небосклона только начинает окрашиваться в розовые тона. А вот и приз-поощрение. Делим на всех упаковку мини-батончиков шоколада с орехами. Ветер по-прежнему бодрит. А из-за нижних скал показывается купол вершины. Еще четверть часа и увидим солнце.
После такой легкой и быстрой победы над нижними скалами Ленца, идти становится все тяжелее. Лавируя между скалами, поднимаемся еще на 100-150 метров. Все чаще оглядываюсь на восток, и вот оно Светило. Все вокруг окрашивается в розово-малиновые тона - заносы снега, ледник, седловина Горы и обе вершины.

Замедляемся, прошу всех остановиться. Cнимаю. В районе Средних скал делаем еще одну остановку в укромном закутке между скалами и ледником. От Нижних скал мы поднялись не более чем на 200 метров, но идти становится так тяжело, как будто мы давно уже на высоте 5600м. Садимся, кто на колени, кто прямо в снег.

Чай и... снова в путь. Череда умеренно-пологих склонов закончилась.  Пред нами обледеневший фирн, облизанный и отполированный ветром. Выстота метров 150-200 и наклон 45-48 град. Идти сможем только траверсом. В лоб уже нет сил. Cо склона открывается потрясающий вид. Первые лучи солнца скользят по перине облаков, заполнивших долину где-то далеко-далеко от нас и намного ниже. Но я уже не реагирую и не достаю камеру. Единственное, что сейчас важно это сохранить силы и не делать лишних движений. Склон мы прошли за пару часов, но они показались мне вечностью. Выходим на последний перед вершиной подъем. Предстоит длиннющий «тягун», высотой метров в 300. Оставляем рюкзаки здесь. Берем только воду и камеры.

Выстота уже около 5300. Иду 60 шагов. Остановка. 60 шагов, снова остановка. Только 50 шагов. Только 40. Всего лишь 30. Целых ДВАДЦАТЬ шагов без остановки.

Очень удобно отдыхать на палках, уперев их в склон, чуть выше себя и "висеть" на них, уткнувшись в рукоятки лбом. Закрываешь глаза и почти спишь. Только не садится! Потом очень тяжело вставать.

Вот она, вершина. Совсем рядом. Осталось шагов 200. Это всего-то 10 раз по 20 шагов. Да, мы будем сегодня там. Эльбрус разрешил нам подняться. Но мне сейчас почти все равно, хоть я и благодарен ему за это. На вершине солнце слепит беспощадно. Мы дошли. Позади нас, на юге открывается потрясающий вид на двуглавую Ушбу, рядом с которой я был в мае, и главный Кавказский хребет. Непередаваемое по красоте зрелище. И вот он, закономерный снимок.

Все мы на высоте 5621 метр. Мы на вершине. Мы сделали это.
Вечером, в лагере, смертельно уставшие, но счастливые, мы болтали обо всем подряд. Про работу и учебу, путешествия, звезды, фотографию... Мы только не говорили про Вершину. Пусть и она сегодня отдохнет от нас.

P.S. У каждого есть или будет своя первая вершина. В карьере или любви, спортивном достижении или литературном творчестве.
В альпинизме опытные восходители теряют счет, покоренным вершинам, но, возможно, самая запоминающаяся останется навсегда первая, ведь она самая сложная.
Мы закончили нашу экспедицию на Эльбрус. Без ратраков, подъемников и других атрибутов рафинированного альпинизма. Наша команда побывала на Восточной вершине с отметкой 5621 метр. Было сложно и интересно. Спасибо всей команде и тем, без кого этой вершины у нас не было бы.

P.P.S. Горы меняют человека. И его жизнь. Конечно, не за день и не за раз. Горы это не только вершины. Но и боль, пот и преодоление своих потаенных страхов и слабостей. Горы меняют твой взгляд на жизнь и на самого себя. Ранее значимое здесь кажется пустым и бессмысленным, а вчерашнее второстепенное, вдруг, превращается в единственное, во что ты можешь верить сейчас. И да, в горах все по-другому. Здесь нет причин или отговорок. Ты или можешь или нет. Предельно ясно, честно и просто. Как и должно быть каждый день, в твоей жизни внизу.
ВК

В июле 2016 года мы приглашаем всех желающих принять участие в нашей экспедиции на Эльбрус. Программа экспедиции ЗДЕСЬ.

Для всех наших друзей мы создали канал в телеграм. Тут мы публикуем трансляции c маршрутов групп, статьи и отчеты, фотографии и видео!

Чтобы подписаться на канал, необходимо установить приложение Телеграм на ваше устройство или компьютер.